Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права

Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права

Вопросы:
1.
Нормы международного гуманитарного права.
2.
Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.

Разрушительный характер военных действий всегда поражал воображение людей. Применение оружия приводит не только к поражению вооруженных сил противника, от него страдает и гражданское население. Грабежи, взятие и расстрел заложников, изнасилования, депортация населения, другие жестокие действия в отношении гражданского населения - все это неотъемлемая часть любых вооруженных конфликтов, происходящих во многих районах земного шара.


Когда в результате научно-технического прогресса было создано атомное, водородное и иное оружие массового уничтожения, способное погубить человечество, возросло значение правового регулирования вооруженных конфликтов.
XX век явился переломным в этом отношении. До начала XX века международное право делилось на две примерно равные части - право войны и право мира.
Современное международное право запрещает не только агрессивные войны, но и применение силы и угрозу силой в международных отношениях, обязывая государства разрешать свои споры исключительно мирными средствами.

1

Международное гуманитарное право - отрасль международного права, представляющая собой совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.
Современное международное право и правовые системы большинства государств мира запрещают агрессивные войны и их пропаганду. Однако это не означает, что войны уже исключены из истории человечества. Войны в Корее и Вьетнаме, вторжение США в Гренаду (1983 г.), Панаму (1989 г.), Ирак (2003 г.), многолетняя война Израиля против арабских государств - вот далеко не полный перечень войн, унесших миллионы жизней уже после Второй мировой войны.
Для облегчения участи жертв войны, исключения необоснованных людских потерь, смягчения последствий войны, ограничения средств и методов ведения военных действий по инициативе России еще в XIX в. на международных форумах (Парижский конгресс 1856 г., Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг.) были приняты первые договорные нормы, ограничивающие средства и методы ведения войны.
Международное гуманитарное право является постоянно развивающейся отраслью права. В настоящее время нормы гуманитарного права воплощены более чем в 80 международных соглашениях.
К числу основных источников международного гуманитарного права относятся: Декларация о морской войне 1856 г., Декларация о неупотреблении легко разворачивающихся и сплющивающихся пуль 1899 г., Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг., Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г., Устав международного военного трибунала 1945 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. с дополнительными протоколами 1949 и 1977 гг., Гаагские конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. и о запрещении или ограничении отдельных видов обычного оружия 1980 г. и др.
Каждая из четырех Женевских конвенций 1949 г. включает положения, предоставляющие правовую защиту конкретной категории жертв вооруженных конфликтов. Так, Первая Женевская конвенция обеспечивает правовую защиту больных и раненых в действующих армиях; Вторая конвенция - раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; Третья - военнопленных; Четвертая - гражданского населения во время войны. Принимая во внимание особенности вооруженных конфликтов, имевших место после 1949 года, содержание Женевских конвенций в 1977 году было дополнено и расширено двумя Дополнительными протоколами.
Отдельные ограничения, установленные международным гуманитарным правом, распространяются и на вооруженные конфликты немеждународного (внутреннего) характера.
Международное гуманитарное право предусматривает различие между международными и немеждународными вооруженными конфликтами.
Под
международным вооруженным конфликтом (войной) понимается вооруженное противостояние между двумя или несколькими государствами. В этом случае применяются многочисленные нормы международного гуманитарного права, содержащиеся в четырех Женевских конвенциях 1949 г. и Дополнительном протоколе I 1977 г. Они вступают в силу с самого начала военных действий независимо от причин возникновения и характера конфликта.
Немеждународный вооруженный конфликт - это вооруженное противостояние в пределах одного государства между силами правительства и антиправительственными отрядами (повстанцами). Государство обладает правом самостоятельно решать собственные внутренние проблемы (в том числе правом применять силу для восстановления на своей территории законности и порядка, вводить режим чрезвычайного положения). Однако в своих действиях оно связано нормами международного гуманитарного права. Соблюдение гуманитарных правил в немеждународном конфликте обязательно не только для правительственных вооруженных сил, но и для вооруженных отрядов, противостоящих правительству. Норм, применимых к немеждународному вооруженному конфликту, меньше чем норм, применимых в случае международного конфликта. Они излагаются в общей для всех четырех Женевских конвенций статье 3 и Дополнительном протоколе II.
Таким образом, как в случае международного вооруженного конфликта, так и в случае вооруженного конфликта немеждународного характера, необходимо вести военные действия, строго соблюдая нормы международного гуманитарного права, руководствуясь принципами гуманности.
Заметим, что почти все страны мира являются участниками Женевских конвенций. СССР присоединился к Женевским конвенциям в 1954 году и к Дополнительным протоколам в 1989 году. Россия стала правопреемницей СССР в отношении этих договоров. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 4 ст. 15) нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы.
Международное гуманитарное право преследует две основные цели:
1. 
Защита лиц, которые не принимают участия или прекратили принимать участие в военных действиях.
2. Ограничение средств ведения войны и методов ведения боя.
Так, международное гуманитарное право защищает гражданских лиц, медицинский и духовный персонал, которые не принимают участия в военных действиях. Кроме того, оно обеспечивает защиту раненым, потерпевшим кораблекрушение, больным и военнопленным, которые прекратили участие в военных действиях.
Отдельные местности и объекты, например, больницы и санитарные транспортные средства также пользуются защитой норм международного гуманитарного права и не должны быть подвергнуты нападениям. При этом международное гуманитарное право устанавливает отдельные виды ясно опознаваемых знаков и эмблем, которые могут быть использованы для защиты лиц и местностей. Речь идет, в частности, об эмблеме Красного Креста и Красного Полумесяца.
Международным гуманитарным правом устанавливается ряд ограничений и запретов на применение воюющими сторонами способов и средств при ведении боевых действий вооруженных конфликтов и миротворческих операций.
В частности, как в ходе боевых действий, так и после выполнения поставленной задачи, командир обязан принять меры по розыску и сбору раненых и больных независимо от их принадлежности, оградить их от мародерства и обеспечить им необходимый уход и защиту. Всем раненым, больным и лицам, потерпевшим кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, предоставляются в максимально возможной форме и в кратчайшие сроки медицинская помощь и уход. Между этими людьми не проводится никакого различия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских. Статус военнопленного и право на соответствующее обращение вступают в силу с момента взятия человека в плен и действуют до его окончательного освобождения и репатриации. С военнопленными необходимо обращаться гуманно, защищать их от актов насилия, запугивания, оскорбления и любопытства окружающих. Они полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, которой пользовались до захвата в плен. К офицерам и приравненным к ним военнопленным следует относиться с уважением, полагающимся их званию и возрасту.
Законы и обычаи войны не новое и тем более не чуждое понятие для России и ее Вооруженных Сил. Их соблюдение являлось естественным элементом деятельности всех без исключения великих русских военачальников. Однако если в допетровский период российской истории военачальники исходили из соображений здравого смысла, практического расчета, а в некоторых случаях врожденного человеколюбия, то начиная с эпохи Петра Великого нормы законов и обычаев войны стали обязательны к исполнению.

2

Основанием для возникновения международно-правовой ответственности является совершение государством международного правонарушения (международно-противоправного деяния). Международное правонарушение - это действие или бездействие субъекта международного права, нарушающее нормы международного права и наносящее другому субъекту или всему международному сообществу в целом вред материального или нематериального характера (например, агрессия, посягательство на территориальную целостность и политическую независимость, нарушение договорных обязательств).
Подобные нормы существуют издавна. Например, еще по римскому праву пираты считались врагами человеческого рода.
Нарушение международно-правовых норм влечет за собой ответственность. В международном гуманитарном праве ответственность делится на два вида:
ответственность государства (например, в форме репарации за причиненный ущерб) и ответственность индивидов (конкретных правонарушителей). К сожалению, решения о совершении международных преступлений принимаются военнополитическим руководством государства, а бремя ответственности ложится на государство в целом, его население. Поэтому так важно установить ответственность руководителей и должностных лиц государства за совершение преступлений против мира и безопасности человечества. С этой целью были учреждены Нюрнбергский и Токийский международные военные трибуналы, международные уголовные трибуналы для Югославии и Руанды. В 1998 г. на международной конференции в Риме был принят Статут (устав) постоянного международного уголовного суда, к компетенции которого отнесено преследование и наказание лиц, совершивших военные преступления.
Современному международному праву известны два вида санкций против государства: политические и экономические.
Политическая ответственность может наступать в форме санкций либо сатисфакций.
Санкции - это принудительные действия в отношении государств-нарушителей, применяемые Советом Безопасности ООН в соответствии со ст. 39, 41, 42 Устава ООН. Принудительные действия включают меры военного (демонстрации, блокада) и невоенного характера (полный или частичный разрыв экономических отношений (ст. 41 Устава ООН); исключение из состава ООН (ст. 6 Устава ООН); приостановление прав и привилегий, принадлежащих государству как члену ООН (ст. 5 Устава ООН).
Так, после Второй мировой войны политические санкции были применены против фашистской Германии и включали: оккупацию территории Германии, ограничение ее суверенитета и взятие союзниками на себя верховной власти, отторжение части ее территории. Юридическим основанием таких действий союзников служила ответственность Германии за развязывание и преступное ведение агрессивной войны.
Сатисфакции состоят в выражении сожаления, удовлетворения, сочувствия, взятии обязательства привлечь виновных к ответственности. Они применяются в случае нематериального ущерба, причиненного чести и достоинству государства.
Материальная ответственность может наступать в форме репараций либо реституций.
Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, в виде товаров, услуг. Они применяются, как правило, на основе международных договоров, причем сумма, подлежащая возмещению, обычно значительно меньше объема ущерба, причиненного вооруженным конфликтом. Реституции представляют собой возвращение в натуре неправомерно изъятых у государства, его организаций и граждан материальных ценностей (либо их замена предметами того же рода и примерно равноценными).
Установление политической и материальной ответственности за нарушение норм МГП является одной из гарантий укрепления международного правопорядка, важной превентивной мерой, направленной на предотвращение вооруженных конфликтов.
Потерпевшая сторона может обратиться с просьбой к ООН, а через нее ко всему сообществу государств, Евросоюзу, Международному Комитету Красного креста, чтобы те побудили противную сторону соблюдать нормы гуманитарного права. Она может обратиться также в Международный суд в Гааге, но только в том случае если обвиняемая сторона признает компетенцию этого суда.
В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации в России существует несколько видов ответственности за преступления, связанные с нарушением норм международного гуманитарного права.
К таким нарушениям относятся действия, направленные против лиц и объектов, находящихся под защитой международного гуманитарного права:
- преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая медицинские, биологические эксперименты, умышленное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение вреда здоровью;
- умышленное нападение на лицо, когда известно, что оно прекратило принимать участие в боевых действиях, если такое нападение повлекло его смерть, или серьезное телесное повреждение, или ущерб здоровью;
- взятие заложников;
- умышленное превращение гражданского населения или отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в боевых действиях, в объект нападения, если оно является причиной смерти, или серьезных телесных повреждений, или ущерба здоровью;
- незаконный арест;
- умышленное вероломное использование международных и национальных отличительных эмблем, знаков, флагов и сигналов, если оно является причиной смерти, или серьезных телесных повреждений, или ущерба здоровью;
- незаконная депортация или перемещение гражданского населения оккупированной территории за ее пределы;
- принуждение военнопленных и других лиц противной стороны служить в своих вооруженных силах и (или) к участию в боевых действиях, направленных против их собственной страны;
- незаконное произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью;
- умышленное совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных по отношению к предполагаемому конкретному и прямому военному преимуществу потерь среди гражданских лиц или ущерба гражданским объектам;
- умышленное совершение нападения на особо опасные объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизни, ранений среди гражданских лиц или ущерба гражданским объектам по отношению к прямому военному преимуществу, которое предполагается получить;
- умышленное превращение ясно опознаваемых исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые являются культурным или духовным наследием народов и которым специальным соглашением, заключенным в рамках компетентной организации, предоставляется особая защита, в объект нападения, в результате чего им наносятся большие разрушения, когда не имеется свидетельства об использовании таких объектов противной стороной для поддержки военных усилий и когда такие исторические памятники, произведения искусства и места отправления культа не находятся в непосредственной близости от военных объектов;
- умышленное превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект поражения, если оно является причиной смерти, или серьезных телесных повреждений, или ущерба здоровью;
- умышленное лишение права лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права, на беспристрастное и нормальное судопроизводство.
Применение запрещенных средств ведения боевых действий также относится к преступлениям. Виновные в их применении в соответствии с нормами международного гуманитарного права и уголовного законодательства Российской Федерации, привлекаются к уголовной ответственности.
За нарушения норм международного гуманитарного права, не влекущих уголовную ответственность, военнослужащие привлекаются к ответственности в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации и нормативными правовыми актами, предусматривающими их материальную ответственность.

Методические рекомендации
Во вступительной части занятия следует акцентировать внимание на актуальности данной темы.
Во время изучения первого вопроса необходимо отметить, что военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации должны знать и неукоснительно соблюдать нормы международного гуманитарного права. Важно подчеркнуть, что правовое положение сторон в ходе ведения боевых действий, в войне или вооруженном конфликте во многом определяется международным гуманитарным правом. При этом в задачи международного гуманитарного права не входят ни выяснение причин возникновения вооруженного конфликта, ни определение виновников его возникновения.
При изучении второго вопроса необходимо уяснить, что является запрещенным способом и средством ведения боевых действий, и какие при этом могут возникнуть виды ответственности.

Рекомендуемая литература:
1. Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации.
2. Хачатрян А. Нормы международного гуманитарного права при ведении боевых действий, вооруженных конфликтов и миротворческих операций // Ориентир. - 2010. - № 6.
3. Батырь В. Международное гуманитарное право: Учебник для вузов. - М.: Юстицинформ, 2006.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации.
5. Конституция Российской Федерации.

Майор Борис ИВАНОВ

Ориентир 06 2012

 
Анализ интернет сайта