Психология межличностного общения

Психология межличностного общения

 
ВОПРОСЫ:
1. Психологическая сущность и содержание межличностного общения военнослужащих.
2. Высокая коммуникативная культура младших командиров - фактора здорового морально-психологического климата в подразделении.
 
Выступая на совещании руководящего состава Вооруженных Сил РФ в конце прошлого года, министр обороны РФ Сергей Иванов подчеркнул: «...пришло время сделать так, чтобы младший командир был бы настоящим профессионалом и, постоянно находясь рядом с солдатом, стал для него учителем, наставником и воспитателем». Достижению этой цели должно способствовать хорошее знание психологии межличностного общения между военнослужащими.
 
1
 
Общение - процесс взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен информацией, мыслями и чувствами, необходимый для обеспечения совместной деятельности и развития каждого участника общения.
В общении военнослужащих осуществляется наибольшее количество разнообразных контактов, решаются многое задачи управления, воспитания, подготовки, службы и быта воинских коллективов. В связи с этим к культуре и содержанию делового и неформального взаимодействия младших командиров предъявляются повышенные требования. Одним из наиболее важных и определяющих условий его эффективности является знание основных закономерностей психологии общения. Общение между военнослужащими может быть самым широким: групповым и один на один, официальным и неофициальным, открытым и доверительным, с использованием технических средств и без таковых, в служебное и в личное время, в расположении части и за ее пределами. В процессе межличностного общения реализуются разнообразные цели и потребности военнослужащих. Основные из них: информационный обмен, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимодействие. Сам процесс общения можно представить схематически (см. схему 1).
 
Схема 1
 
Что необходимо знать об информационном обмене? Во-первых, информация передается при помощи речевых средств (слово, цифра, знак, символ). А во-вторых, значительную часть информации, большую по объему, мы передаем посредством неречевых средств (мимика, пантомима, жесты, прикосновение, интонация голоса, избираемая дистанция и даже запахи).
Для успешного информационного обмена с командирами и подчиненными сержантам (старшинам) необходимо знать основные требования к его организации. Вот некоторые из них:
1. В общении военнослужащих происходит не просто механическая передача информации, а формируется и уточняется смысл сказанного. Поэтому необходимо поддерживать постоянную обратную связь общающихся, иначе весь смысл или его значительная часть могут быть искажены или утрачены;
2. Существует «эффект избирательности» информационного воздействия, т.е. разное восприятие и влияние одного сообщения на различных военнослужащих. К этому приводит различие индивидуально-личностных особенностей и ситуативных психологических состояний общающихся;
3. Существуют «барьеры» на пути информационного обмена: пассивность внимания; влияние возрастных, этнических, социокультурных и других установок; посторонние шумы и другие неблагоприятные условия окружающей среды и социального окружения;
4. В воинском коллективе существуют официальные и неофициальные «каналы информации». По неофициальным каналам активно циркулируют слухи, домыслы и т.п.;
5. Дефицит информации усложняет трудные ситуации жизнедеятельности военнослужащих и особенно объективное оценивание их сложности и экстремальности;
6. Наиболее значимые слова следует располагать в первой части фразы. В разрешающих командах разрешение следует располагать в конце, после содержания действия подчиненного, в запрещающих - в начале;
7. Оптимальный объем фразы для обеспечения четкости речи в условиях шумовых помех 7+2 слова;
8. При служебном радиообмене -максимальный темп передачи информации до 180 слов/мин.
Передача информационного сообщения, распоряжения (приказания) будет эффективной, если военнослужащий:
• четко сформулирует для себя цель сообщения;
• твердо и понятно выскажет основную мысль;
• сумеет прояснить сказанное, если возникнет необходимость;
• потребует обратной реакции (связи) от слушающих, т.е. убедится в понимании своего сообщения;
• спокойно воспримет и отреагирует в случае неожиданной неадекватной реакции на сообщаемую информацию.
Взаимопонимание между военнослужащими - это такой уровень их социального взаимодействия, при котором они осознают суть действия сослуживца, его возможности, взаимно содействуют достижению поставленной цели. За основу взаимопонимания в психологии берется познание людьми друг друга в процессе общения. Однако только совместной деятельности для возникновения взаимопонимания недостаточно, нужны взаимная поддержка, помощь, сотрудничество. Они исключают свою противоположность - противодействие, которое ведет Сначала к недопониманию, а затем и непониманию человека человеком.
Воспитывая подчиненных, сержанты (старшины) должны учитывать, что взаимопонимание всегда полнее в коллективе единомышленников. Если же в подразделении есть хотя бы один человек с ярко выраженными эгоистическими устремлениями или представлениями, то в определенных жизненных ситуациях он неизбежно вступает в противодействие с окружающими. Это противодействие становится источником конфликтов между воинами.
Понимание людьми друг друга сказывается на взаимоотношениях между ними. Фактически эти два социально-психологических явления тесно связаны. Связь заключается в том, что это понимание в ходе совместной деятельности позволяет или не позволяет им самим избирательно устанавливать и поддерживать взаимодействие с тем или иным партнером. Так складываются определенные взаимоотношения в воинском коллективе.
Полное взаимопонимание создает благоприятные взаимоотношения между военнослужащими: уважение, доверие, внимательность, отзывчивость, доброжелательность и др. Непонимание же затрудняет межличностные отношения. Недоверие, скепсис, равнодушие и т. п. снижают качество совместной деятельности. Учитывая это, младшие командиры должны постоянно заботиться об устойчивости социального взаимодействия, знать и устранять причины, расстраивающие его.
Причины, снижающие взаимопонимание:
• отсутствие или искажение по какой-либо причине восприятия человека человеком;
• незнание (плохое знание) людьми, вступающими в общение, языка друг друга;
• различие в структуре сообщения и восприятия информации, с помощью которой передаются необходимые сведения, планы, намерения; недостаток времени, необходимого индивидам для умственной переработки полученных данных; случайное или умышленное искажение содержания того, о чем намерены говорить военнослужащие;
• непроизвольная или преднамеренная вследствие каких-то обстоятельств подача несущественной, ненужной информации; невозможность исправить ошибку или уточнить используемые данные в момент, когда в этом есть необходимость;
• различие в понятиях, которыми воины владеют и с помощью которых оценивают личностные качества друг друга, содержание речи взаимодействующего лица и его поведение;
• нарушение правил того взаимодействия, в которое вступают военнослужащие по воле командира;
• потеря цели совместных действий или перенос ее на другой предмет деятельности.
Указанные причины недопонимания возникают нередко и подчас обусловлены самим процессом общения, в которое вступают люди с различными психическими свойствами, но чаще социальным взаимодействием в целом. Без его организации и руководства добиться взаимопонимания почти невозможно.
Наряду со знанием особенностей информационной стороны немаловажным является учет особенностей и закономерностей процесса взаимовосприятия в общении. Ведь от того, как военнослужащие воспринимают образы друг друга в общении, во многом зависит его качество в целом. Умение распознавать ситуативные психологические состояния подчиненных позволяет командирам выбирать наиболее оптимальные формы воздействия на них. В психологии общения глубоко и предметно исследованы механизмы психики человека, которые обеспечивают ему возможность правильно воспринимать окружающих, а также себя в процессе межличностного общения. Вот перечень и краткая характеристика наиболее известных из них:
• уподобление себя другому путем мысленного «переноса» на себя его личностных качеств;
• сочувствие, сопереживание душевному состоянию другого, его доминирующему эмоциональному состоянию;
• оценка и объяснение поступка, намерения другого посредством приписывания ему собственного понимания, мотивов, установок;
• мысленное отражение мнений, установок партнера по общению по отношению к себе, т.е. взгляд на себя глазами другого;
• восприятие, возникшее на основе симпатии, привлекательности, притягательности партнера и т.п.
В зависимости от развития вышеперечисленных механизмов перцепции (восприятия) военнослужащий способен в той или иной степени адекватности реагировать на разнообразие ситуации межличностного общения, совместной деятельности и поведения, предупреждать конфликты и затруднение в отношениях с сослуживцами.
Не менее важным условием, обеспечивающим успешность межличностного общения, является учет специфики взаимодействия общающихся.
В данной связи необходимо помнить, что в различных ситуациях общения (деловая, неформальная, напряженная, незнакомая и т.д.) следует грамотно выбирать и выдерживать оптимальную психологическую позицию (роль) в контакте с сослуживцем, подчиненным или командиром. Психологи выделяют три таких позиции: старшего, равного, младшего. Их выбор, как правило, определяется должностным статусом, возрастом, компетентностью или мастерством, доминантностью личности или особенностью самой ситуации общения. Полезным будет также знание и формирование у себя навыков взаимодействия, основанных на разных тактиках поведения. Существует пять основных тактик: приспособление, избежание (уход), компромисс, сотрудничество и соперничество. Трудно однозначно определенно утверждать о наиболее эффективной из них. Ведь каждый тип поведения дает максимальный выигрыш применительно к ситуации и предмету взаимодействия.
Так, приспособление - наиболее приемлемая форма поведения на этапе вхождения в новый коллектив и адаптации в нем. В частности, имеется в виду круг отношений с людьми более компетентными, высокостатусными в пределах данной группы (общности) и т.д.
В некоторых случаях избежание является единственно возможной формой поведения. К примеру, вы оказались в конфликтной ситуации, и вам важнее всего сохранить нормальные отношения с оппонентами, или до поры до времени вы не имеете права раскрыть конфиденциальную информацию, и т.п.
Компромисс хорош там, где у военнослужащих имеется примерное равенство статусов, опыта, авторитетов и существует готовность идти на взаимные уступки (согласие) по каким-либо проблемным вопросам.
К сотрудничеству целесообразно прибегать в тех случаях, когда сослуживцы находятся в добрых, доверительных отношениях, их интересы не противоречат друг другу, но при этом возможны различные взгляды на оценки и способы решения проблемы.
И, наконец, соперничество может быть единственно правильной тактикой поведения в ситуациях взаимодействия (общения), когда военнослужащий действует в соответствии с духом закона и морали, защищает истину или достоинство от неправомерных посягательств.
 
2
 
Служебное и неформальное общение младших командиров и других военнослужащих, осуществляемое с учетом знаний его сущности и основных закономерностей, имеет большие возможности позитивно влиять на морально-психологический климат подразделения.
Под сущностью данного явления понимается преобладающий и относительно устойчивый психический и духовный настрой (состояние) коллектива, сложившийся в результате совместной деятельности и межличностного взаимодействия (общения) военнослужащих. Факторы МП К (морально-психологического климата) воинского коллектива представляют собой сложную динамическую систему условий жизнедеятельности (см. схему 2).
 
Схема 2
 
Сержанты (старшины) и общественный актив совместно с офицерами подразделений участвуют в формировании и поддержании благоприятного климата. Основными задачами, решаемыми в рамках данной проблемы, являются:
- доброжелательное, уважительное отношение к подчиненным и сослуживцам;
- обоснованное принятие решений и мер управленческого воздействия;
- знание и учет интересов, потребностей и запросов подчиненных;
- развитие и проявление высоких нравственных качеств во взаимоотношениях;
- компетентное, творческое и инициативное отношение к обязанностям по службе;
- обнаружение и предупреждение негативных явлений в подразделении;
- формирование зрелого, позитивного общественного мнения в коллективе и положительного эмоционального настроя;
- справедливое оценивание результатов службы, учебы, поступков, уместность в поощрениях и наказаниях;
- своевременное информирование подчиненных по значимым для них вопросам.
Обращая внимание на условия оптимизации морально-психологического климата подразделения возможностями эффективного общения, необходимо напомнить о важности проблемы коммуникативной культуры младших командиров.
В решении этой проблемы особое место занимает стиль общения младшего командира с подчиненными. Часто именно он становится одним из важных факторов формирования здорового морально-психологического климата в воинском коллективе. Достаточно хорошо известен классический подход, который выделяет авторитарный, демократический и попустительский стили. Практика показывает, что ни один из них не является универсальным в любых ситуациях служебного взаимодействия, но владение ими позволяет точнее реагировать на различные условия военной службы и запросы подчиненных.
Нормативные требования уставов и воинских законов способствуют выбору в первую очередь авторитарного стиля. Строгое следование этому стилю ведет к высокой результативности выполняемых задач, при том, что общение и взаимоотношения в подразделении не выходят за пределы выполняемых задач. Безусловно, многочисленные ситуации взаимодействия в Вооруженных Силах требуют именно такого подхода. Особенно если это касается боевой обстановки. В то же время в этом случае в руководстве возрастает роль соблюдения строгого баланса обязанностей, прав и возможностей подчиненных. Жесткий упор на авторитарный стиль может давать и негативный эффект - рост агрессивности и враждебности во взаимоотношениях, которые могут выплескиваться на самого слабого члена коллектива.
Демократический стиль часто обеспечивает высокое качество деятельности в коллективе. Подчиненные оказываются способны к самостоятельности и инициативности в своих действиях, у них развивается творческий подход к делу. Взаимоотношения в большей степени ориентированы на дружбу и войсковое товарищество. Подчиненные демонстрируют гордость общими успехами. С другой стороны, важным моментом становится соблюдение определенных рамок, за которыми самостоятельность перерастает во вседозволенность.
При попустительском стиле младший командир только лишь в малой степени оказывает влияние на подчиненных. В этих условиях обстановка в коллективе и качество решения задач значительно ухудшаются. Будучи удовлетворенными на первых порах такой обстановкой, подчиненные в дальнейшем часто заявляют о своих предпочтениях более авторитарному командиру.
Из каких основных элементов состоит культура взаимоотношений? Ее основанием принято считать знания о сущности, содержании, принципах, функциях и специфике оптимальных способов, приемов и средств построения и поддержания благоприятных взаимоотношений с окружающими (сослуживцами, командирами и др.). Источниками знаний в данной области для военнослужащих являются: устав, классическая художественная и специальная литература по проблемам этики и культуры взаимоотношений; тематические высокохудожественные телепередачи (например, по каналу «Культура»); занятия в системе ОГП и культурно-развивающие специальные беседы в рамках воспитательной работы; консультации (советы) командиров (начальников) и сослуживцев.
Особо полезным является самопознание, основанное на тщательном наблюдении, фиксации, переработке, отборе и использовании всего ценного, что можно обрести в сфере разнообразного взаимодействия людей. Умение извлекать полезное из этих отношений делает нас мудрыми и успешными.
На базе элементарных основообразующих знаний формируются более сложные элементы культуры взаимоотношений: умения, навыки и привычки эффективного социального взаимодействия с окружающими.
К числу наиболее важных умений здесь следует отнести следующие: быстро устанавливать контакты с окружающими; производить благоприятное впечатление (обаяние); чувствовать эмоциональное состояние партнеров по общению и взаимодействию и разделять их.
Культура взаимоотношений повышается при наличии следующих навыков: предотвращения конфликтов в совместной деятельности (общений) и особе нор в сложных ситуациях взаимодействия; убеждающего и внушающего воздействия на окружающих; концентрации на актуальных и значимых ситуациях совместных действий (общения) и сторонах личности партнера; демонстрации искренности, заинтересованности, доброжелательности к людям и др.
Прочно сформированные и глубоко осознанные знания, умения и навыки постепенно «автоматизируются» во внутреннем плане и таким образом трансформируются в привычки - устойчивые формы нашего поведения.
Реализация вышеперечисленных условий в целях повышения коммуникативной культуры военнослужащих предполагает знание и учет того факта, что ее результативность зависит от состояния мотивационно-потребностной сферы личности. Только глубоко осознанная персональная потребность и убежденность в необходимости добрых отношений с окружающими позволят достигнуть успеха. Показателями эффективности достижений в совершенствовании коммуникативной культуры военнослужащего следует считать наличие таких черт, как уравновешенность, чуткость, чувство юмора, искренность, оптимизм, доброжелательность, терпимость к другим взглядам (оценкам), открытость и др.
Формирование и совершенствование умений, навыков и способностей -важный и сложный этап в достижении высокой коммуникативной культуры. Его выраженной особенностью является то, что он требует более направленной и повышенной эмоционально-волевой концентрации на цель и задачи самосовершенствования. В реальной жизни приобретение необходимых знаний и развитие практического арсенала коммуникативной культуры осуществляются параллельно, т.е. одновременно и в тесной взаимозависимости.
Основными способами совершенствования практических коммуникативных элементов в условиях воинской службы могут быть признаны:
• публичные выступления на собраниях, занятиях по ОГП и других мероприятиях воспитательной работы;
• самостоятельные тренировки (тренинги) аргументации доказательства в споре, дискуссии;
• индивидуальные беседы с командирами, сослуживцами, построенные на принципах и в форме диалога;
• составление и последующий критический анализ (разбор, оценка), а также переработка собственных письменных материалов (письмо, текст беседы, обращение к какому-либо лицу и т.п.)?**
• самонаблюдение и самоотчет о своем поведении в различных ситуациях межличностных отношений (свободное общение, доверительная беседа, деловой разговор, критическое общение, конфликтное общение и др.);
• аутогенные тренировки с целью повышения доверия к себе и уверенности в своих силах;
• групповые социально-психологические тренинги, консультирование и коррекция затрудненного общения (взаимодействия) под руководством войсковых психологов и др.
О высокой культуре общения свидетельствует умение собеседников владеть голосом. «Я сделался настоящим мастером только тогда, - отмечал педагог А.С. Макаренко, - когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно». Умение владеть голосом включает своевременные остановки в речи, логические, психологические паузы, правильные ударения. С помощью этого воспитатель передает слушающему его лицу не только свои мысли, но' и оттенки чувств, богатство представлений и собственное видение (восприятие) предмета.
Для культурного общения характерны живой, эмоциональный обмен мнениями, четкая дикция, убедительность. Настоящий командир должен уметь выслушать собеседника, оценить ход общения и увидеть соответствие его поставленной цели. Ответная реакция и интонации говорящего позволяют сержанту (старшине) определить психическое состояние человека, установить степень заинтересованности партнера в разговоре, подготовленности к нему, личностный смысл общения. Последнего уже достаточно, чтобы понять собеседника и сформулировать нужные для данного момента суждения. Изложенные голосом определенной силы и тона, эти суждения призваны оказывать влияние на мысль воина, поднять его состояние до уровня, который дает возможность понять другую сторону.
Таким образом, повышение компетентности военнослужащих в вопросах психологии общения становится насущной практической задачей. Основой ее решения является повышение общей и коммуникативной культуры каждого солдата, сержанта и офицера как важного условия формирования и поддержания гуманистических и уставных взаимоотношений, здорового морально-психологического климата в воинских коллективах.
 
Методические рекомендации
Руководителю занятия важно на протяжении всего занятия обращать внимание на практическую значимость тех проблем, которые будут последовательно раскрыты в обоих вопросах. Заранее могут быть подготовлены примеры, характерные для конкретного подразделения, имевшие место в недалеком прошлом или использующие личный опыт самих военнослужащих.
Такой подход обеспечит максимально эффективное усвоение теоретических аспектов проблемы общения излагаемых в первом вопросе. Особо надо подчеркнуть необходимость связи таких проблем, как общение, взаимовосприятие и взаимопонимание. В ходе занятия можно предложить военнослужащим самим сформулировать содержание основных видов взаимодействия, дать возможность проиллюстрировать примерами, расставляя акценты на ключевых положениях.
Во втором вопросе рекомендуется сделать упор на роли сержантского состава в обеспечении здорового морально-психологического климата в подразделении. Результативность занятия способны повысить выходы на повседневную воинскую деятельность подразделения.
В заключение можно, обратив внимание на знания наиболее активных военнослужащих, показать возможности их практического воплощения в жизнедеятельности воинского коллектива.
 
Рекомендуемая литература:
1. Учебное пособие по общественно-государственной подготовке для солдат (матросов), сержантов (старшин), проходящих службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации: Отечество. Честь. Долг. Под редакцией: А.И. Колясникова. - М.: Изд-во Московской типографии №2, 2005.
2. Буранов С.Н. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе // Ориентир. - 2004 - №7.
3. Горянина В .А. Психология общения. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
4. Мириманова М.С. Конфликтология. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
 
Полковник
Садритдин БУРАНОВ,
старший преподаватель кафедры психологии
Военного университета, кандидат педагогических наук.
Подполковник
Сергей БАКЛАНОВСКИЙ,
преподаватель кафедры психологии Военного университета
 
«Ориентир» 2006.04
 
Анализ интернет сайта