Опыт использования Вооруженных Сил в борьбе с терроризмом

Опыт использования Вооруженных Сил в борьбе с терроризмом

 
ВОПРОСЫ:
1. Зарубежный опыт использования вооруженных сил в борьбе с терроризмом.
2. Опыт применения Российских Вооруженных Сил в контртеррористической операций
.
 
Стремительное развитие современной цивилизации повлекло за собой обострение множества глобальных проблем, затрагивающих судьбы всего мира. Ведущее место среди них занимает международный терроризм. В настоящее время к борьбе с ним все активнее стали привлекаться вооруженные формирования различных государств мира.
 
1
 

Терроризм становится долговременным фактором, негативно влияющим на развитие общественных отношений как в России, так и ряде сопредельных государств. Поэтому опасность угроз, связанная с деятельностью террористических организаций, в ближайшее время не только сохранится, но, скорее всего, еще более усилится. В перспективе в случае ослабления противодействия террористам существует опасность их объединения с целью дальнейшей дестабилизации ситуации в кризисных регионах. Поэтому необходимо в борьбе с терроризмом опираться на мировой опыт по использованию войск для борьбы с ним.
Во-первых, при привлечении воинских формирований к урегулированию различных конфликтов и пресечению террористических акций необходимо соблюдать нормы международного права и законы своего государства.
Первые законы в странах Запада, регулирующие действия исполнительной власти по борьбе с террористами и урегулированию различных конфликтов, были разработаны в конце 80-х - начале 90-х годов XX столетия и носили преимущественно декларативный характер, а порой и вовсе запрещали использование воинских формирований. Во многих государствах специальная нормативно-правовая база по вопросам применения войск в антитеррористических целях и на сегодня отсутствует.
Как показывает жизнь, это отрицательно сказывается как на подготовке войск к действиям по пресечению терактов, так и на непосредственном выполнении ими антитеррористических задач. До сих пор в большинстве государств мира не преодолена ведомственная разобщенность войсковых формирований, входящих в антитеррористические группировки. При проведении спецопераций не достигается необходимый уровень единоначалия, а также нет жесткого взаимодействия подразделений.
Во-вторых, применение вооруженных сил внутри страны осуществляется в зависимости от исторически сложившихся систем обеспечения внутренней безопасности. В одних государствах от использования вооруженных сил против террористов полностью отказались, используя специальные формирования, в других - для этих целей применяют специально подготовленные воинские формирования, в третьих - выделяют для этого из сил общего назначения отдельные соединения и части, которые также проходят специальную подготовку.
В случае же непосредственной опасности, грозящей государственному строю изнутри, конституции большинства стран (Россия не входит в их число) предусматривают практически неограниченное применение всех своих силовых структур, включая и вооруженные силы. В ряде зарубежных стран (в т.ч. США) право принятия решения на использование военных формирований при урегулировании конфликта предоставлено не только высшему должностному лицу государства, но и региональному руководителю, что позволяет существенно повысить оперативность действий войск, привлекаемых для борьбы с терроризмом.
В-третьих, использование вооруженных сил во внутреннем вооруженном конфликте, как правило, должно быть ограничено и осуществляться специально подготовленными частями. Первоочередной и самой главной задачей для них является ликвидация источников материально-технического обеспечения противозаконных действий и устранение иных предпосылок возникновения экстремистских движений.
В частности, на министерство обороны США возложены две функции в сфере борьбы с терроризмом:
1) защита военнослужащих и членов их семей, а также военных учреждений и объектов от террористических атак;
2) помощь местным и федеральным органам в подготовке к контртеррористическим операциям и урегулировании таких инцидентов.
Для этих целей в министерстве обороны США создан контртеррористический центр, имеющий постоянный штат сотрудников и специальные подразделения по борьбе с терроризмом.
Кроме этого, в США созданы центры мониторинга террористической активности в мире. Они объединены единой электронной информационной сетью с тем, чтобы имеющиеся и вновь поступающие сведения всегда были доступны всем заинтересованным подразделениям.
В Великобритании создана специальная служба (САС) как элитная, высокопрофессиональная антитеррористическая организация. По ее модели создавалось немецкое антитеррористическое подразделение ГСГ-9.
В некоторых западных странах командование правительственных войск использует зональный (территориальный) принцип борьбы с повстанческими группировками. Территорию разделяют на зоны ответственности, в каждой из которых предусматриваются режимные контрразведывательные и войсковые мероприятия. Наиболее жесткие меры (контроль за настроениями населения, передвижением отрядов боевиков, пропускной режим) осуществляются на глубину до 300 км. В этих пределах, как показывает практика, наиболее эффективно действует аппарат военной администрации, службы безопасности (тайной полиции и военной жандармерии (полиции).
Особенностью боевых действий в контрповстанческих мероприятиях, как свидетельствует зарубежный опыт, является использование небольших групп правительственных войск, личный состав которых способен действовать самостоятельно в отрыве от основных сил в любое время суток и на любой местности.

 
2
 
Участие советских Вооруженных Сил в боевых действиях в Афганистане, локализация «горячих точек» на постсоветском пространстве, особенно проведение контртеррористической операции на Северном Кавказе, существенно обогатили многие соединения и части Российской армии опытом борьбы с незаконными вооруженными формированиями (НВФ). Рассмотрим наиболее значимые моменты накопленного опыта.
• Важно подчеркнуть, что в боевой подготовке войск необходимо полнее учитывать специфику действий в зонах вооруженных конфликтов и в ходе контртеррористической операции, обращать особое внимание на повышение готовности подразделений и частей к самостоятельным высокоманевренным действиям, надежной охране коммуникаций, пунктов управления, тыловых частей.
• Следует помнить, что в ходе проведения контртеррористической операции тактика соединений и частей серьезно отличалась от традиционной и зависела прежде всего от состава, особенности и возможностей противостоящих группировок боевиков, характера и тактики их действий, поставленной задачи.
В основе действий незаконных вооруженных формирований, как известно, лежат принципы диверсионно-террористических операций, главными из которых являются: уклонение от прямых столкновений на открытой местности; отказ от позиционных действий и вместе с тем упорное удержание ключевых объектов (районов), особенно в горах; действия преимущественно мелкими отрядами и группами; устройство огневых засад в тактически выгодных местах (ущельях, на перевалах, в лесу); широкое применение мин и фугасов.
Учитывая это, в ходе подготовки к борьбе с незаконными вооруженными формированиями следует первостепенное внимание обращать на отработку следующих задач: борьба с засадами; предотвращение внезапных (преимущественно ночных) налетов и диверсионно-террористических действий; блокирование и окружение отрядов и групп боевиков в условиях горно-лесистой местности; штурмовые действия в городе; прочесывание местности; антиснайперская борьба; несение патрульной службы в населенных пунктах, на дорогах; выставление блокпостов; сопровождение транспортных колонн и т.д.
• Опыт боевых действий войск на Северном Кавказе учит гибко и осторожно подходить к выбору применения средств в отношении боевиков. Это диктуется тем, что необоснованно решительные силовые действия приводят к недовольству со стороны местного населения, а пассивные - неэффективны в борьбе с незаконными вооруженными формированиями.
Так, на этапе обострения напряженности наиболее целесообразными формами применения силы являются самостоятельные операции (действия) войск (сил) и органов различных силовых министерств и ведомств.
На этапе разрешения кризиса, когда необходимо освободить территорию от незаконных вооруженных формирований и взять ее под полный контроль, самой эффективной, как показал опыт, является специальная контртеррористическая операция с наступательными целями, проводимая объединенной группировкой войск (сил) под единым руководством.
На этапе восстановления мира войска (силы) применяются в рамках повседневной боевой деятельности с проведением избирательных специальных операций с «точечными» целями. Приоритет при этом следует отдавать агентурно-оперативным мероприятиям.
Как показывает практика борьбы с незаконными вооруженными формированиями, основные способы, применяемые с целью их ликвидации, сводятся к следующему (см. схему).
 
Схема
 
1. Ведение переговоров с лидерами незаконных вооруженных формирований о разоружении с предварительным либо последующим объявлением амнистии всем лицам, добровольно сдавшим оружие. Делались обращения и непосредственно к боевикам. Так, при штурме Грозного войска вели огонь боеприпасами, начиненными листовками-обращениями такого содержания: «Члены бандитских вооруженных формирований! Инициаторы и зачинщики кровопролития в Чеченской Республике превратили вас в заложников своих преступлений. Вы должны знать: время уговоров закончилось. Пришел час одуматься и отложить в сторону оружие. Ее отягощайте свою совесть грузом новых преступлений». Многие боевики несли эти листовки с собой и предъявляли на КПП как пропуск в мирную жизнь. Это спасло немало жизней. Тем, кто добровольно сложил оружие, была объявлена амнистия.
2. Психологическая обработка населения в районах прочесывания, укрытия и действия незаконных вооруженных формирований с одновременным блокированием этих районов и действий боевиков. Вот как об этом говорил бывший командующий СКВО генерал-полковник Геннадий Николаевич Трошев: «Наши тактика и стратегия - глубоко гуманны. Прежде всего мы стремились решить дело миром. И решали очень часто словом, а не оружием. И большинство населения нас поддержало - и сами выгнали бандитов. Так, например, произошло во втором по величине городе республики - Гудермесе, в селениях Дарго, Беной и ряде других населенных пунктов».
3. Подготовка и проведение специальных агентурных мероприятий, включающих в себя работу по разложению незаконных вооруженных формирований, дискредитации их лидеров, выявлению мест их дислокации и различного рода баз, каналов получения оружия, продовольствия, предметов первой необходимости, финансирования и поддержки со стороны местного населения.
4. Проведение комплекса агентурно-дезинформационных и силовых мероприятий по задержанию руководителей и лиц из ближайшего окружения руководства незаконных вооруженных формирований с целью склонения боевиков к разоружению.
Российский опыт использования Вооруженных Сил для борьбы с террористами позволяет извлечь из него следующие уроки.
Во-первых, части и подразделения, осуществляющие силовые акции против незаконных формирований, должны быть подготовлены для решения специфических военных, разведывательных, полицейских, административных и иных задач, большая часть которых в обычной обстановке является обязанностью гражданских властей.
Во-вторых, задачей борьбы с незаконными вооруженными формированиями является не только физическое уничтожение противника, в первую очередь его террористического ядра, а создание таких условий, в которых достижение оппозиционерами своих политических целей становится практически неосуществимым.
В-третьих, действия по борьбе с террористами предъявляют специфические требования к составу Вооруженных Сил, их оснащению и уровню подготовки. Главным из них является способность к быстрой переброске, оперативному развертыванию и ведению боевых действий на слабооборудованных ТВД, на значительном удалении от баз снабжения.
В-четвертых, командиры всех степеней должны постоянно заниматься морально-психологической подготовкой своих подчиненных с тем, чтобы нейтрализовать воздействие на них моральных и психологических факторов, связанных с необходимостью действовать среди подчас враждебно настроенного населения. Кроме того, такая подготовка преследует еще одну цель: войска должны производить благоприятное впечатление на местных жителей своей дисциплинированностью и умением обеспечить безопасность и охрану местных гарнизонов и объектов.
В-пятых, по складывающимся сейчас во многих странах мира взглядам, вооруженные силы должны достаточно осторожно применять силу - только в том случае, когда на карту поставлены интересы страны. При этом должна быть использована только достаточная сила, чтобы обеспечить достижение поставленных целей быстро и с минимальными потерями. Поэтому очень важно обеспечить решительную поддержку общественности и местного населения.
В-шестых, в сельской местности оппозиционным формированиям легче, чем в городах создавать подконтрольные им органы власти. Поэтому установление и поддержание власти, лояльной Центру - одна из основных задач контртеррористической борьбы.
Исходя из практики, типичная небольшая операция по борьбе с террористами, проводимая армейскими частями и подразделениями, в общих чертах может выглядеть следующим образом.
По прибытии в зону конфликта командир подразделения устанавливает связь с местной администрацией, правоохранительными органами и др. с тем, чтобы быстро собрать данные об оперативной обстановке, проанализировать их и принять решение на осуществление необходимых мероприятий по участию в обеспечении правового режима чрезвычайного положения. В ряде случаев необходимо сразу же создать специальные разведывательно-поисковые группы для вертолетного патрулирования местности, контроля за движением на дорогах и в населенных пунктах.
Анализируя сложившуюся обстановку в зоне ответственности, необходимо сделать прогноз: как может дальше развиваться кризисная ситуация, какие новые очаги напряженности могут возникнуть, каковы состав террористических групп, их вооружение, районы базирования, тактика действий, система управления, обеспечения, из каких источников поступает пополнение, осуществляется снабжение, как относится к ним местное население.
В частности, по опыту боев в Нагорном Карабахе, Таджикистане, Абхазии, Приднестровье известно, что в зоне конфликта вначале создаются разрозненные отряды боевиков численностью 60 -120 чел., вооруженные стрелковым оружием. В последующем налаживается централизованное руководство их действиями, отдельные отряды объединяются в более крупные диверсионно-террористические формирования, создаются базовые районы, учебные центры, склады, накапливается оружие, в том числе тяжелое, устанавливается система наблюдения и оповещения на обширной территории. Боевики обычно применяют тактику партизанских действий, периодически осуществляют ночные вылазки, надеты, главным образом на склады оружия, военные городки. Главная их цель - приобретение оружия, транспортных средств, боеприпасов.
В зависимости от характера действий боевиков, их оснащения, обученности принимается решение по проведению специальной операции для их обезвреживания. Одним из наиболее распространенных тактических приемов, применяемых в этом случае, является поиск. Он осуществляется тогда, когда точное базирование боевиков не установлено, известен лишь ориентировочный район их действий. Поэтому в первую очередь организуется разведка - наземная и воздушная. Для поиска создаются специальные группы, которые обеспечиваются главным образом боевыми вертолетами.
По мере установления местоположения боевиков для их обезвреживания может быть принято решение о прочесывании местности, которое может быть односторонним и двусторонним (встречным). Подразделениям назначают исходный и конечный рубежи (рубеж встречи) на закрытой местности, кроме того, определяется азимут движения. При проведении прочесывания подразделения вначале выдвигаются в колонне, затем развертываются в цепь. Если при обнаружении отряда боевиков они оказывают активное сопротивление, а сил и средств для их немедленного разгрома недостаточно, то организуется блокирование выставлением заслонов с тем, чтобы нейтрализовать их действия. В наиболее благоприятном случае террористы окружаются, затем их расчленяют на мелкие группы и громят по частям.
Действия армейских сил в контртеррористической операции весьма специфичны, и успех во многом будет зависеть от тщательности подготовки личного состава, четких и слаженных действий частей и подразделений и вышестоящих штабов.
Особо следует подчеркнуть, что наибольшего эффекта борьба с НВФ достигает лишь в тех случаях, когда войсковые операции проводятся в сочетании с оперативно-агентурными мероприятиями и достаточно четко координируются. К числу последних нужно отнести, в частности, внедрение агентуры в руководство НВФ и в окружение их лидеров для сбора необходимой информации, компрометация идеологов и лидеров боевиков - террористов, выдача их планов, арест и физическая ликвидация идейных, политических и военных вождей НВФ, подкуп ключевых фигур, а также создание псевдотеррористических структур для инициирования контактов с НВФ в целях последующего их разгрома.
 
Методические рекомендации
Во вступительном слове, подчеркивая актуальность темы, следует отметить, что за последние годы международный терроризм стал мощной силой, для борьбы с которой уже недостаточно специальных антитеррористических подразделений, поэтому в различных странах все чаще к этому привлекаются вооруженные силы.
При рассмотрении первого вопроса целесообразно остановиться на основных моментах опыта борьбы западных армий с террористами, обратив особое внимание на тактику их действий по предотвращению терактов.
Во втором вопросе, на который целесообразно выделить большую часть учебного времени, необходимо проанализировать опыт боевых действий Российской армии на Северном Кавказе и извлечь из него определенные уроки для своего подразделения.
В заключительном слове необходимо сделать выводы по занятию, подвести его итоги, дать рекомендации по подготовке к беседе (семинару).
 
Рекомендуемая литература:
1. Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации//Красная звезда. - 2003 г., 11 сентября.
2. Гордиевский А. Международный терроризм - угроза безопасности России//Ориентир. - 2002.- № 12, с. 45 - 48.
3. Кормильцев Н. Сухопутные войска в системе военной безопасности России//Военная мысль. - 2004. - № 1, с. 5 - 13.
4. Миркискин В., Краток Д. Терроризм как социально-политическое явление и угроза безопасности России//Ориентир. - 2004. - № 4, с. 43 - 47.
 
Подполковник
Сергей ДМИТРИКОВ.
Подполковник
Виктор МИРКИСКИН
 
«Ориентир» 2004.11
 
Анализ интернет сайта